Тонкости воспитания

kurenie_detiНачальная школа - один из самых ярких периодов в жизни ребенка. Там он начинает глубже познавать мир, получает новые знания, попадает в коллектив и находит друзей. Но помимо умения читать и писать ребенок может набраться такого, от чего любой здравомыслящий родитель хотел бы оградить его любыми способами. В это время юный школьник лицом к лицу сталкивается с атрибутами, казалось бы, взрослой жизни: вредными привычками, крепкими словечками... И родители зачастую выбирают неподходящие методы для ограждения своего чада от этих сторон жизни. Как  объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо? Как отучить его от плохих привычек? Об этом рассказала психолог ММУ «Центр медицинской профилактики» г.о. Самара Лариса Бумагина.

Школьные «подводные камни»

«Часто при подготовке ребенка к школе и потом, в школьные годы, родители и педагоги часто забывают о «подводных камнях» начинающегося процесса обучения, - рассказала Лариса Бумагина. - Речь идет о некоторых специфических проблемах взаимного влияния школы и ученика в начальный период обучения, на которые надо обратить внимание. Поговорим об этих проблемах».

Говорит неправду

Считается, что вранье  дошкольника достаточно безобидно и связано с некоторыми первичными потребностями ребенка или страхом. Но в некоторых ситуациях ложь ребенка доставляет серьезные неприятности и порой ставит родителей в крайне неловкое положение.

«Зинаида, мама семилетней Даши, встретила как-то учительницу дочери. Та сочувственно посмотрела на нее и спросила: «Ну как у вас дела? Как скоро закончатся процедуры у стоматолога? Бедная Даша! Она рассказывала всем, как это больно. Надеюсь, что все разрешится». Зинаида готова была сквозь землю провалиться, - привела пример из своей практики Лариса Бумагина. -  Оказалось, что никаких процедур у стоматолога на самом деле не было. А дочь постоянно говорила неправду и прогуливая уроки».

В подобных ситуациях многие родители разозлились бы, стали бы ругать ребенка, наказали бы. Но путь решения проблемы, рекомендуемый специалистом, иной. Первоначально нужно постараться понять ребенка, разобраться, почему он прибег ко лжи. Жесткие наказания в процессе воспитания нужно исключить совсем, вне зависимости от того, насколько ребенок провинился. А еще в подобных ситуациях советуют как можно чаще демонстрировать чаду свою любовь, а не воспитательные принципы.

«Постарайтесь сами, особенно при детях, не ссылаться на мнимую болезнь, сильную занятость, чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей, - советует Лариса Бумагина. - Если ребенок возьмет с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо».

Берет чужие вещи

Не многие дети хотя бы раз не украли какую-то вещь. Совсем малютки могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. А вот школьникам, как правило, это уже известно. И в подобных действиях порой кроется их желание обратить на себя внимание сверстников. Именно поэтому нередко детская кража сопровождается даже каким-то насилием. Еще одним мотивом для того, чтобы взять чужое, служит стремление стать независимым, обладая понравившейся вещью. Как отличить проступок от болезни? Последнюю, по словам Ларисы Бумагиной, можно определить, если ребенок  крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства, и если такие ситуации не прекращаются с возрастом.

Заболевание - клептомания - встречается не так уж часто. Преимущественно это просто детские кражи. Чаще всего их совершают ребята из неблагополучных семей, из семей, где они не чувствуют заботы и любви. Таким образом, совершая неординарные поступки, они и стараются привлечь внимание родных

Но каким бы страшным подобный проступок ни казался, ни в коем случае нельзя наказывать ребенка физически, осуждать его публично. Если кража была совершена в классе, то учителей, родителей и одноклассников в это посвящать не следует. Ведь с плохой репутацией, ярлыком воришки справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок. Не нужно делать негативных прогнозов относительно будущего своего ребенка, особенно в его присутствии. Да и постоянно напоминать о проступке нет необходимости.  Лучше ограничиться рассказом о том, что такое своя и чужая собственность, привести несколько примеров. Нужно объяснить, что воровство - плохой способ удовлетворения своих потребностей и желаний. Но если кражи продолжаются систематически, стоит обратиться к детскому психиатру.

Начал курить

«Мама прогуливается с дочкой по парку, выкуривает сигарету, а потом кидает окурок на дорожку. Дочка молча поднимает его и внимательно рассматривает. «Выбрось эту гадость!» - кричит мать, шлепая девочку по руке, - приводит другой пример Лариса Бумагина. - Здесь мы наблюдаем двойной стандарт поведения, проявленного матерью».

Самостоятельно понять такое поведение дети  не могут. Почему старшеклассники, старшие братья, сестры, в конце концов, родители говорят, что курить плохо, а сами курят? Конечно, совсем оградить от курильщиков ребенка вряд ли удастся. Но можно объяснить ему, в чем  вред курения, почему делать это нельзя. Такая информация должна быть ему понятной, а разговоры о вреде курения не чрезмерно частыми. Иначе они перестанут их воспринимать. Устрашающие рассказы о будущих болезнях вряд ли помогут. Ведь детям и подросткам свойственна уверенность в том, что с ними такого никогда не случится. Зато на ребенка можно воздействовать положительными примерами. Ими, конечно, могут быть сами родственники или друзья. Но лучше всего использовать личность молодежного кумира, который отрицательно относится к курению. Можно ненавязчиво рассказать ребенку об этом кумире, показать видеоролик, в котором он высказывает свое негативное отношение к этой вредной привычке

Говорит плохие слова

В школе ребенок узнает много нового, пополняет свой словарный запас и стремится все новые слова как можно чаще использовать в своей речи. Но случается, что в его лексикон попадают такие словечки, от которых родителям становится не по себе.

«Несправедливо списывать то, что ребенок начал ругаться, на влияние школы, - объяснила Лариса Бумагина. - Ругательства он узнает задолго до того, как приходит в первый класс. Источниками плохих слов могут стать родители, соседи, друзья и просто прохожие на улице. И, конечно, ребенок будет сам произносить их до тех пор, пока не поймет, что это неприлично».

Как и во многих других случаях, именно родители должны объяснить это своему чаду. Лучше, конечно, чтобы и сами они не использовали в своей речи нецензурные слова. Но если малыш все же набрался где-то новых словечек, следует спокойно объяснить ему, что произносить их не нужно. Пополнять словарный запас детей можно и другими средствами, например, побольше им читать, в том числе и классиков.