Вперед, к знаниям!

shkolaСобрать ребенка в школу – дело непростое. Помимо покупки всех необходимых школьных атрибутов - формы, рюкзака, канцтоваров, учебников – нужно еще и подготовить его организм к предстоящим серьезным нагрузкам. Именно поэтому каждый будущий первоклассник проходит комплексное медицинское обследование. По его результатам врачи выносят свои заключения и рекомендации как родителям, так и медработнику учебного заведения. О том, каких именно специалистов нужно посетить перед поступлением в школу, как подготовить организм ребенка к предстоящей учебе и на какие аспекты здоровья в новом учебном году нужно обращать внимание, рассказала врач-педиатр, главный внештатный специалист департамента здравоохранения Самары Татьяна Волкова.

 

Комплексный подход

Татьяна Волкова рассказала, что перед поступлением в школу каждому ребенку положено проходить диспансеризацию.  Она включает в себя посещение окулиста, лор-врача, невролога, детского хирурга. Каждый из них проводит осмотр дошколенка и со своей позиции дает оценку его здоровью. В заключение диспансеризация предполагает посещение врача-педиатра, который по результатам обследования узких специалистов и анализов крови и мочи делает заключение о состоянии его здоровья, определяет группу здоровья ребенка, физкультурную группу, в которой он будет заниматься в школе, определяет, за какой партой ему лучше сидеть на уроках. Все эти рекомендации направляются непосредственно в школу, в которой ребенку предстоит учиться.

Для детей, посещающих и не посещающих детский сад, такая диспансеризация проходит по-разному. Детсадовцы проходят медицинские осмотры прямо в детсаде, и заключение выносит педиатр дошкольного образовательного учреждения. Родителям, самостоятельно воспитывающим чадо дома, придется посещать врачей в местной поликлинике.

Также родителям, прежде чем отдать ребенка в новую среду, нужно обратить внимание на проведение всех профилактических прививок. Такие прививки, в частности от кори, краснухи, паротита (свинки), делают в детсадах либо в поликлинике всем детям в возрасте 6-7 лет. И родители должны проконтролировать, чтобы врачи провели эти процедуры заблаговременно перед началом учебного года – не меньше чем за месяц.

Режим – всему голова

Но внимание на подготовку детского организма к предстоящим школьным нагрузкам родителям нужно обратить еще до диспансеризации. Особенно это касается тех детей, которые не посещали детский сад. Ведь вступая в школьную жизнь, разграниченную уроками и переменами, завтраком и полдником, они уже должны быть приучены к некому режиму питания, режиму дня.

«Дети должны кушать 4-5 раз в день, для них нужно составить сбалансированный рацион», - рекомендует Татьяна Волкова.

Учитывая предстоящие серьезные нагрузки, для школьника немаловажен и режим дня. В частности, важно, чтобы у первоклашек даже на время учебы сохранялся дневной сон. Ему можно уделить время сразу после уроков.

В течение всего учебного года, а особенно в первое время, для детей очень важны прогулки на свежем воздухе, сопровождающиеся физическими нагрузками. Это может быть гимнастика, подвижные игры. А резвиться детишкам лучше всего в парках или за городом,  вдали от загазованных улиц. Такое времяпрепровождение в сочетании с правильным режимом бодрствования и сна поможет им снять напряжение после школы, полноценно отдохнуть. А вот телевизор смотреть не рекомендуется, особенно первоклашкам. Просмотру любимых мультфильмов или детских телешоу можно уделить максимум 40-60 минут в день.

«К такому режиму жизни детей нужно готовить заранее, - советует Татьяна Волкова. – Рано укладывать спать и будить утром, обеспечить полноценное питание, активный отдых – приучать чадо к такому графику нужно не за две недели до начала занятий в школе, а как минимум все лето».

Время закаляться

Также за лето нужно позаботиться и о здоровье ребенка.

«Чтобы укрепить здоровье ребенка, его нужно закаливать, - рассказала Татьяна Волкова. – Для этого совершенно не обязательно ехать на юг. Местный климат для этого подходит не меньше. В летнее время детишкам можно купаться, бегать босиком».

Более пристальное внимание стоит обратить на здоровье детей, страдающих какими-либо хроническими заболеваниями. Перед началом учебного года врачи стараются провести противорецидивное лечение, чтобы с увеличением нагрузки на организм у школьника не возникло обострения болезни. О таком лечении родителям также нужно позаботиться заранее.

Нужны поддержка и забота

Помимо умственных нагрузок с началом учебы дети сталкиваются и с психологическими. Особенно это касается первоклашек, для которых школьная жизнь – совершенно новый виток жизни, а также учеников пятых классов. Они покидают начальную школу и сталкиваются с новыми законами средней. Это и много новых предметов, разные преподаватели по каждому из них, большая самостоятельность. Психологически такие перестройки тяжелы, и каждый ребенок может отреагировать на них по-разному. Некоторые в такие моменты замыкаются в себе, другие, наоборот, проявляют повышенную активность, третьи становятся капризными и плаксивыми. А особо чувствительных детей подобные перемены могут даже привести к нервному срыву.

«Период  адаптации к новым условиям у школьников длится примерно 2-3 месяца, - отметила Татьяна Волкова. – В это время им как никогда необходимы помощь и поддержка преподавателей, и в первую очередь родителей. Именно от них в тяжелое для ребенка время должны исходить тепло, забота, особое внимание. И даже если у ребенка что-то не получается, его нужно поддержать и настроить на положительный лад. Не менее важно, чтобы родители разговаривали с ребенком, интересовались тем, что происходит у него в жизни, внимательно выслушали его. Вообще, желательно, чтобы первое время после школы рядом с малышом была любящая семья. Ведь если создать вокруг него доброжелательную, благоприятную среду, то и никаких проблем со здоровьем не будет».

«Мама, можно я не пойду в школу?»

Случается, что ребенок жалуется на какое-то недомогание - головную боль, боль в животе или тошноту. В таких случаях перед родителями встает вопрос, отправлять ли ребенка в школу. С одной стороны, такое недомогание может быть временным и пройдет само собой, а с другой, оно может служить симптомом какого-либо заболевания. В любом из этих случаев Татьяна Волкова рекомендует посетить врача. Ведь только специалист сможет определить, в чем причина плохого самочувствия ребенка. Он и лечение назначит, и при необходимости освободит чадо от школьных занятий.

Советы специалиста

Наталья Каплина, психолог ММУ «Центр медицинской профилактики» г.о. Самара:
- В настоящее время все чаще стали говорить о психологической готовности детей к школе. Действительно, от того, насколько ребенок психологически готов к новому этапу в жизни, зависит дальнейший процесс усвоения знаний и адаптации к коллективу. Увы, перед началом нового учебного года родители зачастую уделяют больше внимания бытовым проблемам - закупке канцтоваров, одежды и т.п., нежели психологической подготовке своего чада к школьной жизни. А ведь она крайне важна.

Родители должны серьезно подойти к такой подготовке. И заранее. Одного желания ребенка учиться мало. Не менее важно, чтобы у него были сформированы определенные умения и навыки: умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Хорошо, если у дошкольника развиты такие качества, как усидчивость, любознательность, внимательность и сосредоточенность. Немаловажным является умение ребенка строить взаимоотношения в коллективе, общаться, выходить из конфликтных ситуаций. И роль родителей в развитии этих навыков ключевая.

Также любящим папе и маме перед школой нужно подготовить свое чадо к новой среде, побольше рассказывать об учителях, самом процессе обучения, важности и необходимости знаний, об ответственности, с которой придется столкнуться, например, при выполнении домашних заданий. При этом малыш должен чувствовать, что в любой сложной ситуации родители придут ему на помощь. В целом же нужно постараться создать положительный образ школы. Тем самым родители мотивационно подготовят ребенка к процессу усвоения знаний.

В предстоящей учебе ребенку помогут интеллектуальные навыки. Нужно читать вместе с ним книги и обсуждать их сюжет, можно просить у него пересказывать прочитанное, анализировать поступки героев. Для выработки усидчивости и внимательности желательно проводить время вместе с дошкольником, например играя в настольные игры, занимаясь лепкой, рисованием и т.п. При этом важно следить, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Это позволит развить в нем терпение. Правда, если малыш утомился, нужно сделать небольшой перерыв. Ведь самое главное, чтобы ребенок вместе с родителями получал удовольствие от совместного труда и добивался конкретных результатов.

Нужно помнить, что самочувствие ребенка и его психологическое здоровье определяют успеваемость в школе, успешность адаптации первоклассника к своей новой социальной роли. А внимательность, забота и любовь родителей к ребенку – важнейшая опора на пути освоения детьми взрослой жизни.

Ольга Соболева, заведующая офтальмологическим отделением городской детской больницы №2 г.о. Самара:

- В начале учебного года детям приходится сталкиваться с серьезными нагрузками на глаза. Чтение, письмо в течение 6-7 уроков в день, а потом и подготовка домашнего задания — все это не проходит для детских глаз бесследно. Эти нагрузки на близких расстояниях становятся причиной близорукости, которой сегодня страдают 25-30% всех школьников. Группы риска в этом случае - дети 7-9 и 12-14 лет. Именно в эти периоды необходимо проводить более интенсивные меры профилактики глазных заболеваний.

Среди таких мер в первую очередь правильная организация рабочего места ребенка. Высота стола и стула должна соответствовать его росту, свет от настольной лампы должен падать слева (для левшей - справа), не менее важно, чтобы в помещении горел и верхний свет.

Не следует держать книги или тетради близко к глазам. Оптимальное расстояние - 40 см. При чтении или письме нужно проследить, чтобы ребенок не горбился.

В процессе учебы школьник должен чередовать нагрузку на глаза с какими-то  подвижными играми, прогулками. И перерывы между чтением и отдыхом нужно делать каждые 20-30 минут.

Для расслабления глазных мышц в такие перерывы будет даже достаточно, чтобы ребенок просто несколько минут посмотрел в окошко на какие-то отдаленные объекты. Также снятию зрительного напряжения способствуют различные гимнастики для глаз, очки с перфорацией. Правда, читать и писать в таких очках не стоит. В них, например, лучше смотреть телевизор.

Все эти профилактические меры нужно проводить как заранее, до начала занятий в школе, так и непосредственно во время учебы. Они помогут снять сильное напряжение с детских глаз и сохранить ребенку зрение.