Светлана Блашенцева: «Врач должен учиться всю жизнь»

blashencevaСамарская область стала первым регионом, где полноценно реализуется программа непрерывного профессионального образования врачей. О том, как учат наших специалистов, рассказывает руководитель управления организации профессиональной подготовки министерства здравоохранения и социального развития

- О том, что подход к последипломной подготовке медиков нужно менять, впервые заявил министр здравоохранения и социального развития Самарской области Вадим Куличенко. Как продвигается работа в этом направлении?

- Мы приступили к формированию соответствующей программы практически сразу. Изучили опыт зарубежных стран, систему подготовки кадров в Российской Федерации, возможности внедрения элементов этой системы в регионе. На основании полученных данных мы определили направления развития системы последипломной подготовки, написали стратегию и выработали тактические задачи.

- Зачем нужно было столь кардинально менять многолетнюю систему?

- За последние 10-15 лет объем информации, которую получают врачи, значительно увеличился. Выходит масса специализированных журналов, появляется много новых фармацевтических препаратов, и практикующий врач просто обязан быть в курсе новинок и прогрессивных технологий лечения, диагностики и реабилитации. Но это не так просто. Ведь специалист основную часть времени находится рядом с больными. Это означает, что необходимо создать все условия для получения информации не покидая рабочего места. Ведь от того, насколько образован врач, зависит результат лечения, а нередко и сама жизнь человека. Можно оснастить клинику самым современным оборудованием, но если врач не умеет пользоваться техникой, миллионные вложения теряют смысл.

- Есть конкретные примеры вновь реализованных задумок?

- Да, Самарская область стала пилотным регионом, в котором апробируется электронная медицинская библиотека «Консультант врача». То есть не покидая рабочего места, при наличии компьютера с выходом в Интернет врач может ознакомиться с последними рекомендациями, оценить лабораторные показатели и распечатать памятку для пациента. Это очень удобно при лечении больных с сахарным диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Доступ к ресурсу может получить любой специалист. Если главный врач заинтересован в повышении качества оказания помощи, он подает заявку, и для сотрудников открывают индивидуальный пароль доступа.

Кроме того, у врачей есть возможность посещать библиотеку Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ расположен на территории СОКБ им. Калинина). Помещения МИАЦ отремонтировали, библиотеку оснастили компьютерами, закупили новую литературу по всем специальностям. Сотрудников библиотеки обучили поиску набора доказательных данных в системе Интернет по всем запросам медиков.

А еще в Самарской области создан специальный Совет по непрерывному профессиональному развитию, куда входят представители министерства, Самарского государственного медицинского университета, общественных медицинских организаций и профсоюзов. Члены рабочей группы обсуждают основные моменты развития системы, принимают документы. В частности, для медиков разработан индивидуальный план непрерывного профессионального развития врача, введена система кредитов (баллов). И теперь каждый специалист может самостоятельно при помощи перечня дополнительных образовательных мероприятий (конференций, семинаров, мастер-классов) составить для себя программу повышения квалификации.

- А как отследить, что врач использует предоставленные возможности?

- По итогам посещения мероприятий выдаются сертификаты, где присваиваются кредитные баллы. Врач должен накопить определенное количество кредитов, которые отражают его образовательную активность. То есть создается некое портфолио. Пересмотрели мы и подход к проведению конференций для врачей, организаторами которых являются представители фармацевтических компаний. Эти форумы не должны быть рекламой препаратов. Лекарства, которые презентуются, должны быть зарегистрированы в России, внесены в рекомендации. Но главное - основная часть семинаров должна состоять из клинических лекций, то есть нести достоверную информацию, повышать образовательный уровень.

- Могут ли наши врачи на льготных условиях выучить иностранный язык? Ведь это недешевое удовольствие, а вся мировая литература печатается на английском…

- Действительно, большая часть медицинских работ написана на английском языке. Именно поэтому самарским врачам предлагают абсолютно бесплатно выучить английский. Для этого в МИАЦ имеется набор специальных образовательных систем. Кстати, если врачу некогда ездить в библиотеку, его непосредственный руководитель обращается в обменный фонд, который передает в медучреждение нужную литературу.

Но самые главные нововведения еще впереди. В перспективе в губернии появится областной симуляционный центр. Его оснастят манекенами и симуляторами - специальными аппаратами, имитирующими реальную ситуацию, оперативное вмешательство. Не исключено, что врачей будут учить психологически правильно общаться с пациентами и их родственниками. Как правило, в таких тренингах создается иллюзия критической ситуации (например, ДТП) при участии профессиональных актеров. А психологи оценивают поведение врача и дают рекомендации.

Кроме того, министерство намерено разработать систему непрерывного профессионального образования и для среднего медперсонала. Но это в перспективе.

Кристина Касабова