В редакционную коллегию входит Илья Егоров,известный в России и СНГ терапевт и кардиоревматолог, доктор медицинских наук, профессор ИППК, постоянный эксперт программы «О самом главном»

Архив выпусков



Образование длиною в жизнь

11.12

medik Президент Самарской областной Ассоциации врачей Сергей Николаевич Измалков рассказывает о направлениях, которые легли в основу современной концепции развития профессионального образования.

- Сергей Николаевич, Самарская областная ассоциация врачей уже не раз поднимала тему необходимости обновления системы профессионального развития коллег. Пример тому – недавняя встреча с коллегами из Великобритании. Участие в международной конференции можно считать логическим продолжением этой работы?

- Конечно. Дело в том, что современное законодательство, а именно – Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» предусматривает активное участие общественных организаций в процессе реализации программ развития здравоохранения и образования. Ситуация такова, что и у Правительства страны, и у Президента РФ накопилось много вопросов, касающихся качества образования (в частности высшего, особенно медицинского). Поэтому поставлена конкретная задача разработать и внедрить новые принципы, по которым будут готовиться и студенты профильных вузов, и врачи в процессе непрерывного образования. Этот вопрос находится на особом контроле у министра здравоохранения РФ Вероники Игоревны Скворцовой. Одно из направлений, обозначенное ей как приоритетное – совершенствование процесса. И здесь ключевую роль должно сыграть профессиональное медицинское сообщество.

- Что является основным вектором, заданным министром?

- Непрерывность профессионального медицинского образования. Поясню, что соответствующая концепция в СамГМУ разработана и внедрена уже много лет назад. Она предусматривает реализацию мероприятий, направленных на улучшение качества подготовки врача на каждом из трех этапов медицинского образования: довузовском, додипломном и последипломном. Перейдя на последипломный этап, врач просто обязан учиться непрерывно, поддерживая и повышая свою профессиональную компетентность. Направленный на это комплекс образовательных мероприятий получил название непрерывное профессиональное развитие медицинского работника. С сентября 2011 года все медицинские вузы России начали работать по государственным образовательным стандартам третьего поколения. В связи с этим пересмотрены специальности, которым будут обучаться студенты вузов. Прежде всего в них сделан заметный акцент на практическую направленность обучения.

- С чем это связано?

- Этому есть прямое обоснование. Выпускники медицинских вузов не всегда готовы к самостоятельной работе. Прежняя система обучения больше основывалась на теоретической составляющей, нежели чем на практике. Теперь же приоритеты меняются. В связи с этим акцент делается на построение и развитие сети симуляционных классов, центров овладения и совершенствования практическими навыками. Два таких центра уже работают в СамГМУ, и в дальнейшем они будут оснащаться самым современным оборудованием. В целом по стране до 2016 года планируют открыть 80 подобных подразделений. Это означает, что у студентов появится больше возможностей для совершенствования и обучения не при непосредственном контакте с больными, а при помощи тренажеров.

- А какие перемены ожидают классическое последипломное образование?

- Здесь тоже предусмотрена масштабная реорганизация. В первую очередь она коснется первой части самого длительного этапа обучения. Ведь те, кто в прошлом году был первокурсником и начал обучение по новым государственным образовательным стандартам, в 2017 году получат дипломы врачей. К этому времени одна из основных форм послевузовского образования – интернатура - уйдет в прошлое. Выпускники получат возможность, минуя этот этап, сразу прийти на работу в первичное звено здравоохранения в качестве участкового врача. Но до этого они должны будут пройти аккредитацию. Причем подобную процедуру каждому врачу на протяжении жизни надо будет проходить неоднократно, по мере профессионального совершенствования. По сути это - личный допуск в профессию. Те же, кто захочет стать узким специалистом, придут в клиническую ординатуру. Причем обучение в ней будет длиться от 2 до 5 лет, в зависимости от выбранного профиля специальности.

- Сергей Николаевич, а не вызовут ли грядущие перемены недовольство в профессиональном сообществе? Ведь не секрет, что, несмотря на усилия, предпринимаемые властью всех уровней, материальное благосостояние врачей оставляет желать лучшего.

- Принимая такие решения, было заранее заявлено, что подход к формированию зарплаты молодого специалиста будет серьезно пересмотрен. Только это может сподвигнуть молодых врачей к профессиональному росту. Предполагается как минимум вдвое увеличить размер оплаты труда по отношению к средней заработной плате по региону.

- Как вы считаете, российская система здравоохранения готова к столь масштабным переменам?

- Думаю, их необходимость назрела давно. Просто сегодня у нас появились новые необходимые механизмы для их реализации.

- Какие модели используются в качестве примеров?

- Мы собираемся продолжать изучать опыт иностранных коллег. Об этом мы говорили и на конференции в Москве. Здесь важно помнить, что на трансформацию системы образования там ушло почти 100 лет. У нас же на раскачку времени нет, поэтому предстоит серьезная работа. В этом отношении нам проще: СамГМУ по инициативе ректора академика РАМН Геннадия Петровича Котельникова уже начал работать по этой системе много лет назад, став одним из первых вузов в России, внедрившим систему непрерывного профессионального образования (с апреля 2009 года). Мы неоднократно презентовали свой опыт на Координационных советах, посвященных вопросам последипломного образования, проходивших в различных федеральных округах России. Наши наработки получили высокую оценку представителей Минздрава РФ. Сегодня же переход медицинского образования на непрерывный уровень происходит уже на уровне страны и касается всех вузов без исключения.

- Расскажите подробнее, как врачи будут получать знания?

- Это сложный многоступенчатый процесс, который будет длиться на протяжении всей практической деятельности специалиста. Нам предстоит создать для внедрения системы все условия. Знаете, если врач, окончив вуз, захочет ознакомиться со всеми вводимыми инновациями в выбранной специальности, он должен сесть за книги и непрерывно читать 45 лет, без перерыва. Поэтому задача вуза – дать врачу самую современную и объективную информацию в самые короткие сроки и в удобное для него время. А сделать это можно только при помощи высоких технологий обучения, прежде всего электронных. Необходимость их внедрения, кстати, обозначена в федеральных документах. Отныне вузы получили право разрабатывать эти технологии и часть информации доводить до врача дистанционно. Все это значительно повышает вероятность участия врача в получении объективных знаний, вне зависимости от места работы и проживания.

- Нет опасений, что не все врачи захотят учиться всю жизнь?

- Заставить совершенствоваться человека, а в нашем случае врача, нельзя. Нужно дать мотивацию для профессионального роста. А это – достойная заработная плата. Еще хочу подчеркнуть, что новая концепция не отменяет проверенные временем формы работы и обучения, а модернизирует систему, обновляя ее, согласно современным реалиям.