В редакционную коллегию входит Илья Егоров,известный в России и СНГ терапевт и кардиоревматолог, доктор медицинских наук, профессор ИППК, постоянный эксперт программы «О самом главном»

Архив выпусков



К проекту «Бережливая поликлиника» присоединяются новые участники

26.10

medikВ министерстве здравоохранения региона под председательством заместителя министра Сергея Вдовенко прошло совещание по ходу реализации проекта «Бережливая поликлиника». Напомним, к федеральной программе по реорганизации работы поликлиник Самарская область присоединилась добровольно. Проект начали внедрять в июле текущего года в трех поликлиниках области – одна в Самаре (№13) и две в Тольятти (№2и 3). Затем к реализации принципов бережливого производства присоединились и другие лечебные учреждения.

Цель проекта – организовать работу лечебного учреждения так, чтобы меньше времени тратилось на поиски документации, ожидание приема у кабинета врача, диагностические процедуры, прохождение диспансеризации. Тщательный анализ работы поликлиник, который провели сами члены проектных команд и их партнеры – сотрудники Сбербанка – показал: резервы по оптимизации процессов и создания комфортных условий для пациентов и сотрудников есть в каждом учреждении. И путем принятия организационных решений можно добиться сокращения времени ожидания у окошка регистратуры или кабинета, удобного алгоритма записи на прием, вежливого обслуживания посетителей. Главный врач поликлиники №13 Самары Василий Милованов рассказал, что его коллективу удалось добиться значительного роста удовлетворенности населения работой регистратуры. Выявив болевые точки, здесь запустили работу по освобождению пространства всей поликлиники от старой мебели, стеллажей (и даже объявили конкурс на лучшее рабочее место, победитель получит годовой абонемент в бассейн!). Оценили уровень эмпатии (сочувствия и желания помочь) сотрудников регистратуры и провели обучение персонала. В результате увеличилась скорость работы регистратуры. Установили дополнительно два телефонных номера, один из которых работает как справочная служба. В перспективе – создание колл-центра. В поликлинике №3 Тольятти, как пояснила заместитель главного врача Мария Рогожева, к реализации проекта готовились основательно: провели большую подготовительную работу, изучили ситуацию, наметили основные задачи. Необходимо было разделить потоки больных и здоровых пациентов, повысить доступность получения диагностических процедур в плановом порядке и эффективность профилактической работы. Для персонала создали дополнительно 32 компьютеризированных рабочих места, обучили навыкам работы, в итоге электронная запись на диагностические услуги стала доступнее и сократила время ее получения. Так, теперь биохимическое исследование крови можно сделать в пределах трех дней, УЗИ, УЗДГ – пяти дней, маммографию – от одного до трех дней, сдать кровь на глюкозу – день в день. Областной центр медицинской профилактики помог поликлинике выстроить оптимальную схему прохождения диспансеризации пациентов, которая порой занимала до полутора месяцев. Была поставлена задача проводить диспансеризацию в 4 дня, сократив время каждодневного визита до 50 минут. Для этого некоторые кабинеты перенесли на нижние этажи, объединив несколько служб рядом, усилили терапевтическое направление из-за низкой доступности участковых терапевтов. Цель следующего этапа – сократить время диспансеризации до 1-3 дней. Городская поликлиника №2 Тольятти вступила в проект на полтора месяца позже. Но пристальное внимание к острым вопросам позволило определить болевые точки лечебного учреждения и приступить к решению проблем. По словам главного врача Андрея Житлова, в первую очередь необходимо было наладить взаимодействие среди подразделений, ввести маршрутизацию пациентов, определить зоны ответственности. В поликлинике в каждом отделении появились дежурные администраторы (заведующие отделениями, заместители главного врача), которые оперативно реагировали на конфликтные ситуации, решали неотложные вопросы. Затем разделили потоки детей и взрослых, выделив для приема детей отдельное здание. Объединили врачей общей практики и терапевтов, создав условия для их взаимозаменяемости. В поликлинике ввели карты маршрутизации пациента, занялись проблемами регистратуры, стандартизировали правила общения персонала с пациентами, формируют колл-центр. Самарский областной клинический кардиологический диспансер испытывает схожие проблемы. Старшая медицинская сестра диспансерного отделения Светлана Иноземцева отметила ежедневные очереди в регистратуру, процедурный кабинет на забор крови, проблемы с дозвоном в справочную службу диспансера в первой половине дня. Начали с оптимизации работы регистратуры, разгрузили помещение, убрали карты в картохранилище, обустроенное в подвальном помещении (карты на завтрашний прием отбираются накануне), организовали место для полноценного колл-центра (один телефон – один сотрудник), оптимизировали работу отделения реабилитации. Ввели жетоны очередности на забор крови (прототип информационного терминала, который предстоит установить). В итоге снизилось количество жалоб пациентов на очереди у регистратуры, лаборатории, кабинетов консультативного приема. Специалисты кардиодиспансера разработали специальную памятку пациенту, чтобы он был готов к вопросам врача на приеме и не тратил время на поиск нужной информации. Это сократило время приема у кардиолога на 15 минут и улучшило качество обслуживания посетителей. Здесь создана и благоприятная доступная среда: входы оборудованы поручнями и пандусами, переоборудованы санузлы. Проект, начатый администрацией, решено представить всему коллективу на общем собрании 8 ноября, чтобы сторонники преобразований знали о нем и могли активно участвовать. В кардиодиспансере он получил название «Открытое сердце».